Дарю тебе на юбилей… фильм о тебе, любимом!

Интервью с автором-создателем десятков фильмов-подарков

В ее творческом багаже – около 80 (!) видеороликов, большинство из которых сделаны в качестве подарка – ко дню рождения, к юбилею, выпускному или свадьбе. А в ее памяти – удивительные истории, когда фильм, преподнесенный в подарок, сотворил маленькое чудо. Она знает, почему семейным режиссерам не грозит старческий маразм ) И лично на себе испытала исцеляющую силу видеотворчества (как впрочем, и любого творчества, которое нас вдохновляет)

Знакомьтесь – Ольга Лунина! Режиссер и оператор-любитель, учитель по профессии, жена, мама, молодая бабушка очаровательного Темика.

Знакомьтесь – Ольга Лунина! Режиссер и оператор-любитель, учитель по профессии, жена, мама, молодая бабушка очаровательного Темика.

С Ольгой мы познакомились на нашем с Юлей марафоне по видеосъемке «Волшебная зима». Тогда Оля поразила и своими явно не новичковыми умелыми съемками, видением кадра. А больше всего – тонкими, глубокими комментариями к урокам и… особым настроем. Я не могла видеть этого в строчках на экране, но мне казалось, что я вижу сияющие глаза, в которых радость — от творческой ли находки, от открытия ли для себя нового интересного приема…

— Здравствуйте, Ольга! Спасибо, что нашли время поделиться Вашим опытом! И первый вопрос у меня к Вам такой: как задолго вы начинаете готовить фильм к юбилею или какому-то другому событию? В комментарии на сайте Вы упомянули про год. Это действительно так?

— Бывает и больше ) Скоро будет 35 лет, как мы, я и мои одноклассники, закончили школу. И вот к этой встрече я  готовлюсь за 5 лет вперед. Потому что и материал потихоньку собираю, и  с одноклассниками списываюсь…

Мне кажется, чем раньше начнешь, тем лучше. Тем больше наблюдений, меньше какого-то аврала и непредвиденных ситуаций. Есть время для систематизации материала. Его ведь нужно заранее разложить по папочкам, назвать эти папки для того, чтобы было удобнее искать.

— А кстати, как Вы вообще храните свой видеоматериал?

— Когда я перекачиваю видео на компьютер, я обязательно подписываю, что там. Сразу же раскладываю в папки по годам, месяцам, по семьям, по городам, по каким-то событиям, обязательно подписываю каждое видео, пишу в скобочках, что происходило и где.

— Интересно, как это может выглядеть?

— Например, «Муж на тракторе», «Миша (племянник) играет в песочнице». Или, про внука: «Мы рисуем», «Мы моем посуду», «Мы купаемся» и т.д. Это удобно: не надо просматривать все эти видео еще раз, все у тебя перед глазами.

Пока занимаюсь видео,старческий маразм мне точно не грозит )

— Надо же, а я до сих пор так не делала. Я просто ориентируюсь по превьюшкам. Но наверно, когда видео, как у Вас, оооочень много, лучше подписывать. Спасибо за идею! А скажите, какие материалы вы используете дополнительно в фильмах? То есть, помимо того, что вы берете видео самого человека, вы упоминали, что используете видео времени, эпохи...

 

Сейчас в сети много исторических роликов, где показывают, какими были пионерские значки, горны, автоматы газированной воды... Такая ностальгия по этому!

— Я всегда начинаю со времени — с видео, которое отражает то, что происходило в те времена, когда родился мой герой или проходила его юность. Память человека — интересная вещь. Она же очень ассоциативна. Вот ты живешь в какое-то время, с тобой происходят некие события. И стоит напомнить о событиях того времени, как следом вспоминаются твои личные истории.

Поэтому всегда смотрю, что же было в такой-то период времени в стране. Например, 61 год -  пожалуйста, первый полет человека в космос, денежная реформа. Или вот 67-ой год, когда я родилась, — построена Останкинская башня, мы с ней ровесницы.

Вот такие моменты, вроде бы и незаметные, мне кажется, очень важны. Потому что они плетут канву времени. И они очень приятные и трогательные! Я помню, в прошлом году в Новый год пришла в московский ГУМ и увидела гирлянды из старых новогодних открыток. Так было приятно!  Сразу вспомнила, как мы детьми бегали на почту по скрипучим деревянным ступеням, подходили к высоченным стойкам, поднимались на цыпочках, лишь бы увидеть эти разноцветные открытки. А вокруг запах горячего сургуча… И я мечтала о том, что когда подрасту, мама даст денежку на самые красивые открытки, которые порадуют наших родных!

«Помню, в прошлом году в Новый год пришла в московский ГУМ и увидела гирлянды из старых новогодних открыток. Так было приятно! Вот такие моменты, вроде бы и незаметные, мне кажется, очень важны. Потому что они плетут канву времени».

Мне кажется, чем больше таких параллелей со временем, тем лучше. Сейчас в сети много исторических роликов, где показывают, какими были пионерские значки, знамена, горны, автоматы газированной воды, из которых мы пили воду в стаканчиках... Такая ностальгия по этому всему! И мне кажется, чем больше будет задействовано  таких вот струн, чем больше временнЫх ассоциаций, тем лучше.

— Ольга, то есть, получается, по сути, вы в каждом фильме ведете свое журналистское исследование, прямо как Леонид Парфенов! Собираете исторический материал эпохи.

— Ну, до Парфенова мне, конечно, далеко ). Но я поняла, насколько это полезно! Когда начала делать фильмы, обратила внимание, что к счастью, старческий маразм мне теперь не грозит еще долгое время. Потому что все время во внимании, в осознанности.  Услышала вдруг какую-то фразу или мелодию, увидела интересный фрагмент в мультике, рекламе, фильме, сразу начинаешь думать, а где это можно применить.

«Вот ты живешь в какое-то время, с тобой происходят некие события. И стоит напомнить о событиях того времени, как следом вспоминаются твои личные истории».

Вот услышала недавно песню в рекламе  «Любовь, когда ты готов на все!» — сразу пошла, перекачала из интернета: думаю, где-нибудь точно пригодится. Положила в папочку «Приколы» — есть у меня такая. Увидела советские плакаты какие-то интересные –  тоже скачала себе, в отдельную папочку. А бывает, встретишь фильм или слайд-шоу с очень интересной информацией в тексте, и просто от руки все переписываешь. Потому что знаю, что мне это пригодится, это мое…

Такая систематизация мне очень помогает. Раз – и у меня наготове шикарные материалы. Естественно, если я чего-то не знаю, залезаю в интернет и смотрю: а чем славилось это время, этот год.

— А если вы хотите найти конкретные видео, например, про 70-ые годы, то как вы это ищете? Есть какой-то алгоритм?

— Честно говоря, я бы сказала, что я как будто и не сама ищу… Как знаете, в фантастических книгах, многое ко мне откуда-то свыше приходит. Как будто у меня есть какой-то огромный помощник и друг. Случайно залезаешь куда-то и вдруг находишь материал, зацепочку какую-то, о которой даже не мечтала. Поэтому какой-то системы, какого-то секретного сайта я вам не подскажу.

Как-то не могла найти фотографии 70-х годов в хорошем качестве. Искала на определённых сайтах, но безуспешно, а потом случайно фотографии обнаружились на сайтах, далёких от фотографии, — и в отличном качестве.

Никто не может забраться тебе в голову

— Оля, а как Вы действуете, чтобы фильм был сюрпризом для юбиляра? Ведь личные фотографии, видео хранятся у него…

— А Вы знаете, мне кажется, фильм — это всегда сюрприз! Я приведу другой пример, чтобы было понятно. У меня был юбилей, 50 лет. И один мой знакомый решил сделать мне подарок – мой портрет в виде картины по номерам. Я заранее догадалась об этом, потому что он уже делал такие вещи — нашел фирму, которая делает картины по фотографиям, а потом расписывает их по номерам и распечатывает. Заказывает у нее такие портреты и дарит потом друзьям и близким...

В общем, я поняла, что за сюрприз будет, тем более, намекали. Я гадала, какую же фотографию из своего альбома выберет мой знакомый? Есть ведь разные фотографии  — какие-то из них печального времени или болезненного, и у меня не очень хорошие об этом воспоминания. Но когда мне подарили портрет, я просто заплакала! Так удачно была выбрана фотография, настолько счастлива я была именно на этой фотографии! Так прочувствовать меня и этот момент!

Ради интересного плана можно куда угодно забраться!

Видите, я знала, каким будет подарок, но это все равно стало открытием. Вот и с видео то же самое. Да, мне дают свои фотографии, фотоальбомы, я это сканирую. Юбиляры знают все свои фотографии. Но как это будет выглядеть дальше, что я с этим сделаю, они не знают. Никто не может забраться тебе в голову и узнать, в какой последовательности ты это сделаешь, какую фоновую музыку наложишь. Я и сама не знаю, когда начинаю работать, что у меня  в результате получится! Поэтому это всегда сюрприз! И бояться того, что люди будут знать о подготовке, не стоит.

Вот даже на свадьбу дочке делала ролик – все фотографии были прекрасно знакомы нашим родственникам и друзьям. Но когда на них наложились мудрые слова, душевная музыка… Настолько все растрогались, а один мальчик даже заплакал.

— В общем, посоветуем всем, что не нужно бояться просить у человека его фото или видеоархивы. Все равно будет сюрприз!

— Да, обязательно! )

И фотографией, как словом, можно ранить

— Оля, а что для Вас самое трудное в создании такого фильма?

— Самое трудное? Это прочувствовать человека, для которого ты это делаешь. Понять, что ему понравится. Ведь смысл – сделать ему праздник, правильно? А словом, так же как какой-то фотографией, можно очень сильно ранить. И какое-то видео тоже может нести не совсем приятное воспоминание.

Как-то я делала фильм для одной своей приятельницы и сканировала фотографии с её альбома.  «Марин, а почему ты не даешь фотографии сына и мужа?», — спросила я у неё. Ни свадьбы, ни роддома, ни «первый раз в первый класс»… Она: «Я не хочу, чтобы они были в фильме». Это вроде бы неправильно, да, непонятно – как это, самые близкие люди – и их не будет в видео?

С другой стороны, в фильме оказалось много соратников, друзей, подруг. Раз  человеку неприятны какие-то воспоминания, зачем доказывать обратное и бередить болезненное? Конечно, потом у видевших этот «неправильный» фильм были вопросы: «А где? А почему нет…?» Пусть это останется нашим секретом. Главное, что ролик живёт своей счастливой жизнью и очень нравится хозяйке и её друзьям!

На плече у Оли всегда любимая видеокамера!

И был второй опыт. Не мой. Друзья сделали фильм моему мужу на 50 лет. Смысл был таков: «Удалец, настоящий мужчина, сам решил дом построить! Недаром твои земляки во время войны так хорошо окопы рыли и победили!..» И я помню реакцию мужа. ... Ох, если бы они только позвонили мне и сказали заранее:  «Оль, посмотри, пожалуйста, как это, понравится Вите?»… Там были съёмки строительства нашего дома. Для друзей эти съемки просто течение времени. А для мужа строительство дома было и до сих пор связано с большими проблемами.  Там не так пошло, там прорвало…

И вот друзья начали показывать ролик на дне рождения. А муж сидит и за голову хватается, и то тут, то там перемотать просит…  Обидно за друзей, ведь им так хотелось сделать сюрприз!  Поэтому самое тяжелое, это прочувствовать человека, понять, что ему нравится, от чего он без ума, а что ему неприятно. Надо очень внимательно к этому относиться. И если человек сказал когда-то, что ему не нравится то-то, запомнить это и не делать.

И случилось чудо

— Оля, а Вам всегда удавалось прочувствовать человека? Какие реакции зрителей на Ваши фильмы Вам запомнились?

— О, есть такие истории ) Один пример – мы приехали на юбилей одного нашего родственника во Псков. И я решила сделать в подарок ему мини-фильм, который начинался кадрами из 80-ых годов. Тогда у нас еще была кинокамера без звука: мы, когда приезжали прежде в 80-ые годы, снимали у них в гостях. Многих людей, которых тогда снимали, я совсем не знала и больше с ними не встречалась. Когда монтировала юбилейный ролик, подумала, раз эти люди в кадре есть, в общей компании, значит, я это все помещу в фильм… Старинный город Псков в чёрно-белом цвете, черно-белые съёмки незнакомых мне людей, многих из которых, наверное, нет в живых. Делала вслепую… Потом во время монтажа «перекинула мостик» к нынешнему времени, когда съёмки контрастно цветные, яркие и со звуком.

Когда мы приехали на этот 50-летний юбилей, то теща именинника сказала: «Ой, дело-то у них к разводу идет. Живут по отдельности. А куда разводиться? Внуки уже скоро пойдут»… И вот, день рождения, смотрим этот ролик… На следующее утро юбиляр с женой приезжают, счастливые оба, сияют! И жена именинника говорит: «Ой, мы смотрели этот ролик несколько раз! До трех часов ночи! Все  вспоминали всех, кто там есть, и что тогда было»... А потом шепотом: «Ой, у нас была такая бурная брачная ночь!» Я-то не знаю всех этих людей в кадре, а для моих родных это свидетели того кусочка жизни, когда они только поженились и были счастливы! Вот так маленький видеоролик спас семейную жизнь! Шучу, конечно! Но задел, проник в глубины…

Мне было так приятно!

Кто замуж выходит, кто гуляет, а Оля снимает видео ) "Так-так, берем крупный план!

"

И второй пример. Был ролик на юбилей одного мужчины. Он очень жесткий человек. Так получилось, что его дети долгое время держали на него обиду. И не приезжали к нему. Я это все  чувствовала. И сделала очень интересный ролик. Взяла их детские фотографии, переделала методом наложения и совмещения в фотошопе на то, какими эти дети стали сейчас. И сделала яблоню — юбиляра как корень, а детей как яблочки. Это все в фильме разворачивается… И пока яблочки появлялись, писала, что от доброго древа — добрый плод. Суть послания в фильме была такая, что не важно, каким крутым на характер был ваш отец. Главное, — каков результат, какие вы сейчас. Раз вы такие хорошие, значит, методы, какими он действовал, нельзя совсем отрицать!

И случилось чудо! Я теперь за этого человека спокойна. Потому что теперь к нему каждую неделю ездят и дети, и внуки. Их,видимо, проняло то, что чужой человек так просто объяснил жизненную мудрость и нажал на нужные струнки.

— Ольга, Вы просто волшебница!

Лечусь своими фильмами

— А какой своей работой Вы особенно гордитесь?

— Есть у меня такие фильмы. Это неподъемные работы. Вообще – это мое счастье! – у меня нет ни одной работы (а их у меня около 80), чтобы я сказала: «Вот здесь я поторопилась» или «не доделала».

А та, которой больше всего горжусь – ее я делала для школы. У меня были ребята, у которых я вела один из предметов. И на окончание начальной школы я им делала фильм. Они мне приносили весь материал с 1 по 4 класс, который снимали на фотоаппарат еще, не было тогда у всех видеокамер.

"Для меня лично это бесценно – наблюдать за тем, когда ребенок в творчестве, в работе…

"

Там были и первое сентября, и поездки всем классом, и т.д. А еще я их снимала на уроках… Я напрашивалась к разным учителям. Это вообще бесценно для родителей! Потому что увидеть своего ребенка таким, какой он на уроке… это интим, это таинство! Как он пыхтит на уроке труда или как он рисует, как его посещают озарения… Снимала, как дети поют на русском и английском, плавают в бассейне или бегут 30-тиметровку… Для меня лично это бесценно – наблюдать за тем, когда ребенок в творчестве, в работе…

И вот получился 3-серийный фильм. Очень интересным получилось начало. Я собрала детские фотографии, когда дети совсем маленькими были, отсканировала и на листок написала  себе шпаргалочку: «Маша – поворот головы влево, Ваня – прямо…», потом с фотоаппаратом пришла в класс и отсняла их в такой же позе на фоне стены. Потом в фотошопе обе фотографии, совсем детскую и четвероклассника, приводила к одному масштабу, совмещала глаза и остальные черты лица… В фильме это выглядело так, -  фотография крошки, превращающаяся с помощью перехода в видеоредакторе в фотографию четвероклассника. Приятно было угадывать в начале фильма, кто из них кто!  И нарезки для заставок из фильмов и мультфильмов… А музыки фоновой в этом фильме и детских песен современных детских групп… Если бы не этот фильм, некоторые композиции ещё бы несколько лет не услышала! Это работа для меня невероятная! Самая дорогая! Я ей очень горжусь!

Вообще все свои фильмы  люблю! Обожаю! И когда я заболеваю, я лечусь ими. Если совсем не могу встать, я включаю какой-нибудь из своих фильмов, и на следующий день здорова! Потому что все они связаны с приятными воспоминаниями.

«И смотрю, мозг стал реагировать, работать»

— Оля, мы вот разговариваем, а я совсем почти не знаю, кто Вы по профессии, чем занимались в жизни. Вы работали в школе?

— Я работала учителем начальных классов. Но потом со мной случилось нечто. Я 8,5 лет не выходила из дома. Частично потеряла память, не могла связать воедино несколько слов, поэтому ушла из школы. Не чувствовала оттенки цветов. Моим миром на долгие годы стали окно и интернет. Я должна была что-то делать!

К счастью, я знала компьютер. Поэтому первое, что я начала осваивать – это видеоредактор. Потом диски купила для обучения в фотошопе, и эти знания тоже стала применять в фильмах, совмещая видео и слайд-шоу. Плюс заставки надо было продумывать. И смотрю, мозг стал реагировать, работать. И цветовосприятие появилось. Можно сказать, что видеотворчество меня спасло.

— А до этого Вы занимались видеоредактированием?

— Нет, совсем нет. Но был опыт учительский, когда все время пребываешь в творческом состоянии. Он мне тоже очень помог. Мы же в школе с детьми много всего делали. И огоньки, и конкурсы, и мини-спектакли...

-  Тогда интересно, а у Вас уже были какие-то съемки на компьютере? Если Вы не выходили из дома, то на каком материале монтировали? Снимали дома?

— Нет, у меня были старые съемки. Но они просто накапливались, а что с ними делать, я не знала. …Первая кинокамера у нас появилась, когда должна была родиться дочка. Я тогда сказала мужу: «Давай это будет наша первая семейная покупка!» Благодаря этому у нас есть видео, как я беременная ходила, как дочка родилась и маленькая была, кадры с нашими друзьями… Мы потом все это оцифровали…

Ольгу на празднике найти очень легко! Кто снимает видео, пока все остальные едят и тостуют? Конечно, Ольга!

Однажды наши друзья по даче подарили мужу ролик на день рождения. Это было первое домашнее видео, которое я увидела! Помню, как от радости застучало сердце, ведь я тогда поняла, что из видеоархива, который складируется просто так, можно сделать что-то интересное! И есть человек, который мне в этом может помочь! И когда я спросила его: «Валера, как это делается?», он мне сказал: «Оль, без проблем. Привози компьютер!» Мы отвезли компьютер в деревню, и мне поставили видеоредактор. И все: я заболела, по-хорошему заболела, я перестала спать! Это было настолько мое!

«Твой блин комом для кого-то будет самым сладким!»

— Оля, что бы Вы посоветовали тем, кто хочет сделать первый свой фильм-подарок к какому-то прекрасному поводу? Но ни разу этого не делал и боится.

Пока любимый внук растет, растет и коллекция фильмов про него, снятая бабушкой. Вот повезло-то!

— Бояться точно не надо! ) Ложишься вечером, — и обдумываешь, перебираешь идеи в голове… Но знаю, на каждый мой шаг Вселенная тоже делает шаг! Только у нее шаг гораздо больше. Если ты что-то стараешься делать, все время про это думаешь, то интересные идеи и мысли всегда приходят. Поэтому не надо бояться! Надо делать, пробовать, пусть это даже будет как у ваших мальчиков на 8 марта. У них возникло желание, но оно возникло спонтанно и очень близко к празднику. А если бы чуть пораньше, было бы время подготовиться. Зато теперь они поняли!

Поэтому надо пробовать так, как есть. Даже если первый блин вам кажется комом, то этого не надо бояться! Всегда на твой блин, даже тот, который комом, найдется человек, которому этот блин будет самым сладким на свете! Это такой подарок, который никто не сможет повторить!

Поэтому не бойтесь! Пусть это будет минутка, но минутка блаженства оттого, что о тебе подумали, о тебе вспомнили, для тебя старались, для тебя готовили. Я даже сейчас говорю и плачу. Если бы нашелся такой человек, который бы сделал это для меня, я была бы просто без ума от счастья!

— Я вам желаю, чтобы такой человек чудесным образом нашелся. Восторгаюсь Вами! Желаю всяческих творческих успехов!

 

2 thoughts on “Дарю тебе на юбилей… фильм о тебе, любимом!

  1. Гузель, великолепное интервью!

    Оля, большое спасибо за заряд и эмоции! Читала и сразу представляла, себя на вашем месте:) Я тоже люблю делать видео-поздравления родственникам, но до вас мне далеко! Отличные идеи, разумный подход! Оля, благодарю, что поделились своим опытом! Гузель, и вам респект за статью!

    Эх, вот было бы здорово ещё и работы посмотреть!..:)

    • Марианна, спасибо, мы с Олей старались ) По поводу работ, видимо, все они конфиденциальные, нельзя показать на широкую публику. Хотя да, жаль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *